Масло в Акпп Мазда
Мазда, как самостоятельная модельная линейка, сформировалась во времена объединения усилий японской корпорации Mazda, американского автогиганта Ford и скандинавской Volvo. Это привело к тому, что ряд агрегатов имеют общие компоновку и характеристики. На Мазду устанавливаются фордовские бензиновые двигатели всей линейки мощности с автоматической коробкой и, что характерно, коробки передач для американского рынка изготавливаются компанией Allison (USA), для азиатского — компанией Jatcо (Japan), а европейский рынок получает оба вида сборок. Номенклатура АКПП Мазда довольно ограничена, но применяется на автомобилях различных марок и производителей и разделяется в зависимости от объема (мощности) двигателя:
- 1, 3…2, 0 литра — 4-х ступенчатая модель 4F27E (другое обозначение — FN4A-EL);
- 2, 0…2, 5 литра — 4-х ступенчатые модель 4R44E или 4R55E;
- 2, 5…3, 0 литра — 5-ти ступенчатая модель 5R44E или 5R55E
- Свыше 3-х литров — 6-ти ступенчатые повышенной мощности 6F50, 6F55 (GM 6T70/75) и бюджетные 6F30, 6F35 (GM 6T30/6T45).
Такой подход позволил производителям создать АКПП с высокими техническими характеристиками. Проблемность с коробкой повышается с повышением мощности двигателя в соответствующем ряду.
В большинстве случаев ремонт АКПП Мазда вызван износом соленоидов линейного давления (EPC), управляющего распределением давления масла в остальных системах. Износ соленоида приводит к разбалансировке системы по давлению и попытке электронного блока управления «исправить» положение за счет перевода коробки в другой режим, что проявляется индикацией на дисплее. Износ и/или накопление загрязнений происходит постепенно, поэтому, в разных условиях эксплуатации индикация может появляться не системно или не гореть постоянно, но ее появление является признаком неисправности блока соленоидов. Дальнейшая эксплуатация приводит к исчезновению 2-ой, 4-ой передач, рывкам на других передачах и переходу в аварийный режим.
Другой «популярной» причиной нестабильной работы и ремонта АКПП Мазда является уровень и качество масла в коробке. Частичная замена масла иногда сглаживает проблему, но «старое» и/или загрязненное масло ухудшает работу соленоидов и фрикционов коробки.
Замена соленоидов или масла потребует диагностики коробки, которая должна проводиться на сертифицированном оборудовании. Надо учитывать, что адаптивная система управления может сохранять устаревшие данные, для обнуления которых требуются специальные процедуры.
Конструктивной «болезнью» моделей с максимальной мощностью в ряду является износ шеек сателлитов планетарной передачи, что приводит к люфтам и ускорению износа, вплоть до разрушения планетарной передачи. Электроникой это не диагностируется. При возникновении посторонних шумов следует проверить масло на наличие металлических частиц и, возможно, менять дифференциал. Следует учесть, что в модели коробки 4F27E встречаются модификации дифференциала с разным количеством зубьев.